Физическое развитие
Несмотря на то, что четырехлетний малыш стал на вид немного нескладным, он теперь намного лучше владеет собственным телом. Вы должны создать все условия, чтобы ребенку было комфортно двигаться: ему нужны разнообразные тренажеры, качели, свободное пространство и общество сверстников. В движении он растет и гармонически развивается. Не печальтесь, глядя на поцарапанные, разбитые коленки и локти, не ругайтесь за довольно шумное поведение - это явления, без которых не обойтись на данном этапе развития ребенка.

Ребенок сильно меняется внешне, что происходит потому, что практически исчезают жировые подкожные отложения и происходит неравномерное развитие мышечной ткани. В первую очередь развиваются большие мышцы ребенка, им значительно уступают в скорости развития мелкие - например, мышцы стоп, кистей, межреберные мышцы и некоторые другие. Менее развитые мышцы значительно быстрее устают при нагрузке. Помня об этом, следует регулярно давать умеренную нагрузку на те мышцы, которые слабее остальных, что помогает их гармонично развить.

Помимо весьма интенсивного развития мышечной системы, у ребенка четырех лет быстро развивается костная ткань, за счет чего он как бы вытягивается. Развиваются и кости черепа, так что не удивляйтесь, если Вам кажется, что у ребенка чуть увеличилась голова.

К четырем годам, у малыша давно уже должен быть полный комплект молочных зубов. Не поленитесь, посчитайте его зубки. Если их меньше двадцати, следует обратиться за консультацией к стоматологу или к участковому педиатру.

Скорость увеличения веса и роста ребенка, а также его психическое развитие напрямую зависят от состояния здоровья. Практика показывает, что часто болеющие дети заметно отстают от ровесников в развитии, как физическом, так и психическом. Поэтому очевидно, насколько важно сохранить здоровье малыша на ранних этапах его жизни.

Психологическое развитие
Вы, должно быть, уже обратили внимание на изменение характера ребенка. Если раньше он был более обидчивым, эгоистичным и капризным, то теперь все чаще проявляется покладистость маленького человечка, его чуткость и любовь. В поступках малыша появилась логика, они стали более понятны и предсказуемы, поэтому и воспитание пошло глаже.

В возрасте от 4-х до 4,5 лет у детей появляются ролевые игры. В процессе игры дети могут меняться ролями. Игровые действия выполняются уже не для них самих, а для смысла игры.

Значительное развитие получает творческая деятельность. Ребенок рисует предметы и конкретные детали. Изображая на бумаге человека, он уже нарисует ему туловище, голову, руки, ноги, глаза, нос, рот. А может еще и брови, ресницы, волосы и одежду. Ребенок может уже рисовать какие-то фигуры, вырезать их ножницами, клеить на бумагу. Из конструктора строит не паровозик из трех деталей, а целый дом. Складывает кубики не по картинке, а по собственному замыслу.

Общение со сверстниками уже носит избирательный характер, что проявляется в выборе себе партнера в игре, появляются приятели. В группах начинают проявляться лидеры, зарождается конкурентность, борьба за звание «лучшего».

Общение взрослого и ребенка находится уже на совершенно другом уровне, не в рамках конкретной ситуации, в которой находится ребенок, а ведущую роль уже занимает стремление к познанию. Информация, получаемая ребенком в процессе общения, возможно сложная и трудная для его восприятия, однако она вызывает неизменный интерес.