Физическое развитие
После трех лет ребенок начинает постепенно вытягиваться. Становится худым и, возможно, он уже кажется Вам не таким красивым, как раньше. Вы с ужасом обнаруживаете при купании, что у него проступают под кожей ребра, что бедра стали худыми, а коленки как будто крупнее. В такой ситуации мнительные родители начинают корить себя, что недостаточно хорошо кормили свое чадо, нервничают, что недодали ребенку каких-нибудь витаминов. Но подобные изменения – это всего лишь возрастные особенности. С ребенком все нормально. И то, что он стал худее, тоже нормально.

Положительные изменения происходят и в двигательной сфере ребенка. Развиваются крупная и мелкая моторика, улучшается координация движений. В этом возрасте дети хорошо удерживают равновесие, перешагивая через преграды. Можно играть уже в более сложные игры с мячом.

После того, как вашему малышу исполнится 4 года, можно приобщать его к занятиям спортом. До этих пор ребенок должен регулярно в домашних условиях заниматься оздоровительной гимнастикой и другими физическими упражнениями. Какие виды спорта наиболее подходят для этого возраста? Конечно, сразу исключаются связанные с повышенной физической нагрузкой. Отлично подходит плавание, гимнастика, фигурное катание, ходьба на лыжах. Регулярные занятия спортом (даже если в намерения родителей не входит вырастить из малыша профессионального спортсмена) отлично укрепляют детский организм, оздоравливают и закаливают его. Особенно полезно для закалки и повышения иммунитета плавание. К тому же это оно наиболее гармонично развивает мускулатуру.

Четырехлетнему ребенку следует продолжать давать каши и крупы в разных видах до 5 раз в день. Фрукты следует давать 2 раза в день, а овощи - 3 раза. По 1-2 раза следует давать молочные продукты, молоко, рыбу и мясо. А сладости лучше ограничить. В перерывах между едой не забывайте давать малышу пить чистую воду – 30-40 мл в сутки на 1 кг веса. Вода крайне необходима для его здоровья и нормального развития.

Психологическое развитие
К четырем годам жизни ребенок уже совершенно осознанно воспринимает окружающий мир. Он уже способен назвать, на какую форму похож какой-то предмет; в сложных объектах может выделять простые, из простых форм создавать сложные; может объединять предметы по определенным признакам: цвету, размерам; определять такие параметры, как ширина, длина и высота.

К этому возрасту у детей увеличивается объем памяти. Они могут запоминать уже до 10 названий предметов, могут выучить стихотворение, запоминают сказочных героев, помнят поручения взрослых. Также у четырехлетнего ребенка бурно развивается воображение. Происходит формирование таких его особенностей, как произвольность и оригинальность. Ребенок сам может придумывать сказки, небылицы, проявляется его фантазия. Увеличивается устойчивость внимания. По 30-40 минут ребенок может сосредоточенно чем-то заниматься.

К этому возрасту улучшается речь, должно быть уже четкое произношение звуков. Дети имитируют голоса зверей и сказочных персонажей. Особый интерес вызывают рифмы, им нравится повторять скороговорки. Уже в это период развития ребенка можно выучить с ним алфавит, научить читать, писать буквы в прописях, простые слова и словосочетания.

У ребенка формируется такая потребность, как уважение, он нуждается в том, чтобы его хвалили. И, следовательно, особо обидчиво реагирует на замечания. С радостью принимайте желание ребенка помочь вам в домашней работе. Замесить тесто, вырезать формой печенье, разложить его на противне, слепить вареник или пирожок – это хорошее упражнение для развития моторики. Можете ему доверить вытереть посуду. Детям также очень нравится подметать, вытирать пыль и мыть полы шваброй. Дайте ребенку возможность проявить себя в различных домашних делах и не забывайте хвалить, даже если он нечаянно разбил тарелку или опрокинул ведро с водой.