Физическое развитие
Ребенок станет выше ростом на два сантиметра, вес увеличится на 400-500 граммов. К концу восьмого месяца у крохи будет три – четыре, зуба, обычно это средние резцы. Не тревожьтесь, если зубки прорезываются медленнее, - это очень индивидуально.

На восьмом месяце ребенок умеет вставать и ходить вокруг опоры, начинает активно ползать, самостоятельно сидит, опираясь на руки, наклоняется вперед за игрушкой. Лежа на спине, переворачивается на живот. Лежа на животе, подтягивается к игрушке, лежащей перед ним. Если поддерживать ребенка подмышки, он совершает движения, напоминающие танец.

Малютка учится манипулировать с предметами: берет игрушки в обе руки, осматривает, трясет, ударяет, тащит в рот, бросает и следит за их падением. Как будто пытается понять, что можно сделать с игрушкой. Малыш может кусать мягкую пищу и жевать, спокойно воспринимает усаживание на горшок.

В 8 месяцев движения пальцев ребенка становятся более тонкими. Он может сам снимать крышки с коробочек, закрывать с помощью взрослого. Кроха вкладывает и вынимает предметы, нанизывает крупные игрушки, закрывает крышку коробки. Предложите малютке доставать игрушки из красивого яркого мешочка, и складывать их обратно.

В это время многие родители усаживают ребенка в «ходунки». Но это слишком большая нагрузка на неокрепшую костную и мышечную систему малыша, поэтому надо ограничить его пребывание в ходунках часом в сутки. Сейчас малютке особенно, необходим ежедневный массаж и гимнастика. Многие движения кроха будет с удовольствием повторять за взрослым.

Если у малютки есть 4 зуба, переходите с пюреобразной еды на мелко измельченную. Чтобы кроха мог тренироваться в жевании, давайте ему мягкие продукты кусочками – фрукты, огурцы, печенье.

Если ребенок хорошо сидит, после сна и еды высаживайте его на горшок, при этом не давайте ему игрушек, не держите на горшке более 10 минут. Если малыш категорически отказывается садиться на горшок, не настаивайте - научится позже.

Психологическое развитие
У малыша развиваются зрение и слух: он замечает мелкие крошки, различает цвета, формируется бинокулярное зрение, способность смотреть не кося. Ребенок реагирует на звуки, на расстоянии три - четыре метра. Сидя, поднимает и опускает голову, если источник звука выше или ниже его глаз.

Маленький человечек начинает понимать речь. Если назвать хорошо знакомый предмет, он поворачивает голову и отыскивает его глазами. Малыш очень любит слушать, когда с ним разговаривают. Используя жесты и звуки, привлекает к себе внимание - чтобы с ним поиграли или поговорили. В лепете малютки появляются новые звуки и слоги.

Ребенок выполняет просьбы «наклони голову», «дай руку», легко включается в игру: «сорока-сорока» «гули-гули», в прятки с платком: «ку-ку! где мама?», «танцует». Замечает изменения, происходящие вокруг – может протянуть руку к игрушке, которую вы спрятали у него на глазах. Малыш теперь четко разделяет людей на «своих» и «чужих», расставаясь с матерью, он испытывает сильный страх. Боится неожиданных, резких звуков (звонок, лай собаки).

На новый этап переходит диалог с взрослым. Малютка понимает и с удовольствием выполняет простые просьбы, играет в потешки, где надо качать головой, хлопать в ладоши, махать ручками.

Ребенок может подолгу рассматривать через окно проезжающие машины или падающие снежинки показывает взрослому, что хочет потрогать. Обостряются различия в восприятии других людей. Без мамы в незнакомой обстановке кроха испытывает сильный страх. Это прогресс в развитии. Родителей должно беспокоить отсутствие страхов, или негативных эмоций по отношению к посторонним людям – это свидетельствовало бы о задержке развития ребенка.

К концу 8-го месяца дети хорошо ползают, причем, каждый по-своему: ножками вперед, или на попке, или боком. Поощряйте ребенка к ползанию – оно помогает укреплению мышечной системы, улучшает координацию движений, способствует правильному развитию бинокулярного зрения, защищая от близорукости.
Физическое развитие
В этом месяце рост малыша увеличится на 1,5 – 2 см вес - примерно на 500 г.
На девятом месяце малыш активно осваивает пространство: ползает, самостоятельно садится, хорошо сидит. Прыгает и приседает, держась за мамины руки; встает без опоры. При поддержке взрослого уверенно стоит.

Маленький человек сует пальчики в любые дырочки, может листать картонную книжку, мнет в ладошке глину, умеет рвать бумагу. Продолжает изучать разные емкости: достает предметы из коробок и банок, изучает содержимое сумок и косметичек. Любимая игра в этом возрасте: сидя на коленях у взрослого, малыш бросает игрушку, ждет, когда ее подадут, и снова бросает.

Малютка начинает брать небольшие вещи большим и указательным пальчиками. Теперь мелкие предметы должны быть недоступны ребенку, он может засунуть их в рот или нос. Уже может мыть ручки и личико, легко пьет из чашки, если ее держит взрослый.

Психологическое развитие
Ребенок отзывается на свое имя. На вопрос «где?» находит знакомые предметы. Малютка показывает ротик, носик и другие части тела у куклы, мамы, у себя в зеркале. В поисках звука изучает звучащую игрушку; удивляется, почему не удается взять рыбку через стекло аквариума. Обращается с предметами в соответствии с их свойствами: сжимает и разжимает резиновую игрушку, катает мяч, вынимает одну из другой формочки.

Малыш внимательно наблюдает за действиями взрослых, подражает им. Хорошо помнит, где находятся интересные вещи, и пытается их достать. Например, мобильник в кармане пиджака папы. С интересом изучает не только лицо мамы и папы, но и другие части тела, наблюдает за их движениями. Игры в «прятки» уже не удивляют кроху. Он внимательно следит, как мама прячется и весело смеется, когда она выходит из укрытия.

На незнакомых людей дети в этом возрасте реагируют по-разному: одни с удовольствием играют с гостями, другие боятся, плачут или прячутся за маму. Предупредите малыша о приходе гостей. Скоро он поймет, что они для него не опасны.

Ребенок уже хорошо произносит звуки и сочетания – «ма-ма», «ба-ба», «па-па», «играет» голосом, превращая лепет в серенады. Аукает, вскрикивает, заливается смехом, комментирует происходящее вокруг на своем языке. Лепетом может показать, что хочет играть с вами или просит взять на руки. Настораживается на строгий голос, радуется и улыбается на ласковый.

Малыш может проявлять недовольство: когда вы стрижете ему ногти, вытираете носик, он будет протестовать, вертеть головой. Не ругайте за это сына или дочку. Возможно, вы причинили малютке боль. Скажите, что вы понимаете, что ему неприятно, но это надо сделать. Эмоции ребенка становятся все богаче. Кроха показывает радость, удивление, гнев, страх, печаль. Он может быть обиженным, плаксивым, но обычно уравновешен и доставляет минимум хлопот.

Уже можно начинать учить малютку одеваться, вернее, раздеваться: снимать носочек, шапочку, доставать руку из расстегнутой кофточки. Просите протягивать вам ручку или ножку, сжимать ладошку в кулачок, когда просовывает руку в рукав. Старайтесь, чтобы малыш участвовал в жизни семьи, оказывался за общим столом – он будет учиться вести себя, общаться с другими людьми.

Для развития пальчиков, предложите непоседе пересыпать камушки, фасоль, орехи, переходя постепенно на мелкие предметы, научите зачерпывать ложкой воду из чашки и наливать в другую, переливать воду из одного пластмассового стакана в другой. Для «чтения» пока давайте крохе только картонные книги. Он не может сам переворачивать тонкие страницы и порвет их потому, что пальцы еще не совсем послушны.

Игрушки и предметы для развития ребенка этого возраста: шкатулки с сюрпризами, центры активности, музыкальные игрушки с кнопками, молоточки с пищалками, пластиковые бутылки с крупами, разноцветными бусинками, камешками, мягкие игрушки с наполнителями и деталями на липучке, игрушки с прорезями, пирамидки, мячи, мягкие книжки и книжки с картонными страницами.