На шестом месяце малыш потяжелеет на 600 г, рост крохи с рождения увеличится примерно на 15 см. Пропорции тела малютки изменяются, постепенно приближаются к пропорциям взрослого.

В это время часто появляются первые зубки, обычно – 2 средних нижних резца. Уже за 3 месяца до их прорезывания у малыша может увеличиться слюноотделение, он будет грызть предметы, теребить свои ушки. Может повыситься температура, испортиться аппетит. Чтобы не пропустить заболевание, при появлении этих симптомов консультируйтесь с врачом. Малышу купите зубное кольцо.

Из-за большой подвижности малыша нельзя оставлять без присмотра взрослых на диване. Он легко переворачивается со спины на живот, начинает ползать: лежа на животе, пытается дотянуться до желаемого предмета, совершает движения, напоминающие плавание или перекатывается с бока на бок. Если кроха встанет на колени и руки, то будет пока только пятиться.

Может сидеть с небольшой поддержкой, уверенно держит голову и поворачивает ее. Движения рук и пальцев более координированные: малыш хорошо держит чашку, игрушки разного размера, играет с несколькими игрушками одновременно. В это время можно, набравшись терпения, начинать приучать ребенка самостоятельно есть, превратив это в увлекательную игру.

Некоторые непоседы пытаются ходить, но мышцы ножек еще не достаточно развиты. Поддерживаемый под мышки, малютка держит голову прямо, легко поворачивает ее в сторону, опирается на пальцы ног, подпрыгивает и пританцовывает. Ребенку нравится, если его подымают, опускают, качают, переворачивают, кружатся с ним по комнате.

Психологическое развитие
Поведение малыша становится более осмысленным и понятным. Родителям легче определить его самочувствие. Он кричит и раздражается, если чем-то недоволен, улыбается и весело лепечет, выражая радость. Лепет малютки в этом возрасте эмоционально окрашен: тихий или громкий, размеренный или быстрый, легко улавливаются значения: «хочу на руки», «мне это не нравится». Привлекая внимание взрослых или детей, кроха лепечет громче и активней. Притихает, когда слышит музыку, звуками выражает свое настроение, смеется, хохочет.

Ребенок подолгу рассматривает, ощупывает разные предметы, засовывает их в рот, покусывает, лижет. Малыш отыскивает игрушки, которые издают звук, с удовольствием трясет или стучит ими. Реагирует и поворачивается даже на очень тихий звук.

Кроха пальчиками изучает мамино лицо, дергает за волосы, наблюдает вашу реакцию. Обожает играть, общается с помощью взглядов, звуков. Начинает различать себя и вас. Реагирует на свое имя. Радуется, увидев свое отражение. Малютка начинает беспокоиться в присутствии незнакомых.

Ребенок внимательно наблюдает за действиями взрослых, если с ним разговаривают смотрит в лицо, при этом начинает понимать мимику, с удовольствием копирует выражение лица мамы, подражает звукам, которые она произносит.

Для развития тактильного восприятия давайте ребенку прикасаться к разным предметам, описывайте ему ощущения, которые он испытывает.

Малыш издает новые звуки и слоги. Повторяйте их за ним, играйте в «разговор» по очереди. Всегда разговаривайте с чадом: если одеваете, кормите, укладываете спать. Говорите простыми словами и короткими фразами, повторяйте слова. У крохи формируется пассивный словарный запас. Пропевайте гласные звуки. Сделайте интонацию яркой и выразительной. Оставляйте паузы, чтобы малыш успеел что-то произнести. Если он перестанет говорить, прекратите это упражнение и дайте ему игрушки.

Для развития малыша этого возраста полезны: мобиль, резиновое кольцо-прорезыватель, звуковые игрушки, большой мяч, игрушки с зеркальными поверхностями, тубусы с пересыпающимися при встряхивании наполнителями, прозрачные игрушки, позволяющие наблюдать за падением шариков, диск с разноцветными секторами, мягкая книжка с картинками.